Отправлено: 09.03.07 16:56. Заголовок: Искусство и Ответственность
Искусство и ответственность М.М.Бахтин
Целое называется механическим, если отдельные элементы егo соединены только в пространстве и времени внешней связью, а не проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и соприкасаются друг с другом, но в себе они чужды друг другу.
Три области человеческой культуры - наука, искусство и жизнь обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству. Но связь эта может стать механической, внешней. Увы, чаще всего это так и бывает. Художник и человек наивно, чаще всего механически соединены в одной личности: в творчество человек уходит на время из "житейского волненья" как в другой мир "вдохновенья, звуков сладких и молитв". Что же в результате? Искусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за таким искусством не угонится. "Да и где нам, - говорит жизнь, - то, - искусство, а у нас житейская проза".
Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Heт между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.
Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана и вина. Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов. Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг друга в единстве вины и ответственности.
И нечего для оправдания безответственности ссылаться на "вдохновенье". Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнорируется жизнью, не вдохновенье, а одержание. Правильный не самозванный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что и искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством. Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности.
Пост N: 3
Зарегистрирован: 09.03.07
Откуда: Россия, Ростов-на-Дону
Рейтинг:
0
Отправлено: 14.03.07 11:01. Заголовок: Re:
Знаете... я бы тоже самое сказал про попытки установить идею коммандного духа в среде стран бывшего социализма, и индивидуальную слабость Западного человека. С нашим менталитетом, позволяющим КАЖДОМУ без стука входить в двери наших домов, быть гостем и чувствовать заботу хозяев, наш человек, в силу природного стремления иметь что-то свое, неприкосновенное, не то, чтобы замыкается в себе, но держит в себе некий стержень, идею, мысли, открытые лишь ему. И связь между людьми есть механическая. На Западе и в Штатах наоборот, человек делает свой дом частью себя, и держит его, образно говоря, под замком. Но впустив кого-то, Хозяин становится единым с Гостем, равно как Гость - с Хозяином. Результатом таких моделей поведения видим постоянную силу и автокефальность Нашего человека в любой среде, и зависимую от переменной пространства силу Западного человека (достигающую в пике пока недостижимый для нас уровень) и зависимость его воли от Общего разума. Ни та, ни другая модели самоопределения не являются универсальными и имеют целый ряд недостатков. Единственным правильным решением возникающих проблем я вижу введение понятия и чувства всеобщей ответственности. Равно такой, как упоминалось выше. А чтобы уж слишком не удаляться от темы скажу, что сравнивая человека в искустве с человеком в доме, можно смело провести и обратное сравнение.
Пост N: 15
Info: Всегда
Зарегистрирован: 03.03.07
Откуда: Россия
Рейтинг:
0
Отправлено: 15.03.07 14:06. Заголовок: Re:
Peter Mayorov пишет:
цитата:
Три области человеческой культуры - наука, искусство и жизнь обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству.
Самое главное в этом единении - достижение гармонии с первенством личности в трёх областях, т.е. природа и воля человека должны управлять другими областями. Человек сам творец своей, не люблю этого слова, "судьбы", хотя человек жизнь себе не даёт, а может только управлять ею.
Peter Mayorov пишет:
цитата:
Но связь эта может стать механической, внешней. Увы, чаще всего это так и бывает. Художник и человек наивно, чаще всего механически соединены в одной личности
Это получается: плохой художник, считая себя гением, наивен до мозга костей. "Механники", как правило, делают свою работу ради мзды, они предпочитают временную, житейскую славу. А гении, в искусство вкладывают всего себя, наполняя свои творения духом (важно! разграничевать понятия - "духовность" и "душевность". Последнее не имеет "фундамента".), и награда их ждёт после жизни.
Я считаю, что ответственность за свои "вдохновения", человек несёт при жизни, только морально и духовно, что гораздо тяжелее, чем физическое наказание. Но "механникам", не только в искусстве, вообще во всех сферах деятельности, этого не понять.
Peter Mayorov пишет:
цитата:
Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнорируется жизнью, не вдохновенье, а одержание.
Человек, ведомый одержанием, рано или поздно, может стать клиентом "Ковалёвки", или последователем Насырова.
Даёшь при жизненную ответственность за "механизацию" искусства!
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет